Индикаторная диаграмма и цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания. Циклы с подводом тепла при v=const, p=const и смешанным подводом тепла. КПД циклов и их термодинамический анализ.

На рисунках изображены схема двигателя и график изменения давления внутри цилиндра в зависимости от перемещения поршня ( индикаторная диаграмма). Поршень двигателя совершает возвратно-поступательные движения и через кривошипно-шатунный механизм вращает вал, который соединен с потребителем механической работы.

1-2 - процесс наполнения цилиндра (первый такт).
В крайнем правом положении поршня (нижняя мертвая точка) всасывающий клапан закрывается.
2-3 - процесс сжатия горючей смеси (второй такт).
3-4 - процесс расширения продуктов горения (третий такт).
Вблизи нижней мертвой точки открывается выхлопной клапан, поршень выталкивает продукты горения в атмосферу.
4-1 - процесс выталкивания (выхлопа) продуктов горения из цилиндра в атмосферу (четвертый такт).

Рабочий процесс теплового двигателя есть совокупность отдельных процессов, протекающих последовательно в реальном двигателе за два или один полный оборот коленчатого вала. Ниже приведены циклы различных поршневых двигателей: цикл Отто, цикл Дизеля и цикл Тринклера (Сабатэ).

Цикл Отто ( v=const) Цикл Дизеля ( p=const )


Цикл Тринклера ( со смешанным сгоранием).

1-2 В р бочем цилиндре воздух адиабатически сжимается за счет инерции маховика , сидящего на валу двигателя, нагреваясь при этом до температуры,обеспечивающей воспламенение жидкого топлива.
2-5 Сгорание части топлива в небольшом объеме форкамеры(v=const).
5-3 Догорание оставшегося топлива врабочем цилиндре(p=const).
3-4 Адиабатическое расширение продуктов сгорания.
4-1 Удаление отработавших газов.

Жидкое топливо, введенное в форкамеру при сравнительно невысоком давлении, распыляется струей сжатого воздуха, поступающего из основного цилиндра. Вместе с тем цикл со смешанным сгоранием частично сохраняет преимущества цикла Дизеля перед циклом Отто часть процесса сгорания осуществляется при постоянном давлении.

 

КПД циклов и их термодинамический анализ.

,

степень повышения давления при изохорном процессе сгорания.

показатель адиабаты.

Необратимое адиабатное сжатие в компрессоре.

Преимущество цикла дизеля в том, что достигается высокая степень сжатия.
При одинаковых степенях сжатия e
: Дизеля < Тринклера <  Отто.
А при одинаковых наивысших температурах цикла (Т
3): Дизеля > Тринклера > Отто.